Экологические аспекты перевозки нефти по железной дороге.
Стоимость: 1000 ₽Вид работы: Курсовая
Дисциплина: Экология
Работа выполнена на 42 страниц. Состоит из 14-ти источников.
Работа выполнена на 42 страниц. Состоит из 14-ти источников.
Актуальность темы. Плохая экологическая ситуация, возникающая как на месте разработок месторождения нефти, так и выходящая далеко за ее пределы, создает множество проблем в процессе добычи нефти перед государством и владельцами месторождений. Проблемы в сфере экологии окружающей среды появляются из-за вмешательства человека. Рост объемов и темпов добычи нефти происходит нерегулярно, в результате возникают опасные процессы деградации в литосфере. Причины экологических проблем, возникающих при добыче нефти: бурение скважин и аварийное фонтанирование разведочных нефтяных скважин; аварий, происходящих на транспортных средствах; разрывы нефтепроводов; нарушение герметичности колонн; сброс неочищенных вод. Несмотря на то, что нефть приносит огромную пользу человечеству, ее добыча, транспортировка, переработка и использование приносит серьезнейшие экологические последствия. Экологические проблемы транспортировки нефти обсуждаются практически во всех мировых организациях. Одной из значительных проблем в экологии из-за добычи нефти являются катастрофы на воде. Разливы нефти приносят вред промыслу рыбы, из-за них массово гибнут млекопитающие моря, птицы, рептилии. Последствия могут быть непоправимы. Так же экологические катастрофы возникают из-за аварий на морских платформах Добыча нефти на континентальном шлейфе очень опасна.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть экологические аспекты перевозки нефти по железной дороге.
Задачи исследования:
Предмет исследования – экологические проблемы нефтяной промышленности.
Объект исследования — экологические проблемы нефтяной промышленности при транспортировке нефти.
Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга. Важную роль при проведении исследования играл принцип историзма – подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, а также общенаучные методы исследования. К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Современная интенсивная экономика поставила во главу угла удовлетворение неограниченных и растущих материальных потребностей человека. Достижения человечества определялись накопленной стоимостью произведенных товаров и услуг. Была создана неестественная система развития производства и потребления, природа стала необходимостью, объектом для человека, перестав восприниматься как сложная система, обеспечивающая жизнь биосферы и самого человека. Горнодобывающая промышленность — один из самых вредных видов деятельности человека, который все больше разрушает окружающую среду для удовлетворения человеческих потребностей, с одной стороны, и ухудшения экологической ситуации на планете — с другой.
Человек ежегодно потребляет около 300 миллиардов минералов для удовлетворения своих потребностей и производит не более 2-3% от этой массы в виде конечных продуктов. Отходы, которые остаются после добычи сырья, попадают в биосферу. Из них 2,5 % — газообразные, 4 % — жидкие и остальные твердые, 2 % из которых являются опасными (токсичными, канцерогенными, мутагенными)[1].
Деятельность человека, в результате которой отработанные минералы попадают на поверхность Земли, можно сравнить с геофизическими процессами. Этот технический результат уже давно вышел из гармонии с естественным биотическим циклом, т.е. живые существа уже не в состоянии поглощать такое количество антропогенных выбросов в свои пищевые цепи, а некоторые из них токсичны для живых существ и становятся загрязнителями и разрушителями природных систем.
Одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды является нефтяная промышленность. Нефть — одно из самых востребованных веществ в современном мире, которое движет технологический процесс и облегчает жизнь человека, но является самым большим загрязнителем природно-антропогенной системы.
Нефть является самым важным топливом в мире. Она добывается в 80 странах мира, и 40% добытой нефти попадает на рынок. Крупнейшими производителями нефти являются Венесуэла, Канада, Иран, Ирак, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Ливия, Нигерия и США[2].
Поскольку Россия является мировым лидером по добыче нефти, загрязнение природной среды нефтью и сопутствующими загрязняющими веществами является острой экологической проблемой во многих регионах России, и степень воздействия нефтяной промышленности на окружающую среду нашей страны вызывает большую озабоченность[3].
Нефтяная промышленность создает огромные риски для окружающей среды и может оказывать воздействие на нескольких уровнях: вода, воздух, почва и, следовательно, все живые существа на нашей планете. Потребность в большом количестве воды заставляет компании размещаться вблизи водоемов, что, в свою очередь, требует принятия мер по их защите от загрязнения.
Наиболее распространенным и опасным последствием нефтяной промышленности является нефтяное загрязнение, которое связано практически со всеми видами деятельности на всех этапах добычи нефти, от разведки до переработки. К другим экологическим последствиям нефтяной промышленности относятся усиление парникового эффекта, кислотные дожди, снижение качества воды, загрязнение грунтовых вод и т.д., а также потеря биоразнообразия. Одним из важнейших элементов добычи нефти является бурение. Разведочное бурение нефтяных месторождений, а также эксплуатация скважин оказывают негативное воздействие на окружающую среду, поскольку большинство загрязняющих веществ попадает в окружающую среду в результате аварий, но даже при нормальных условиях добычи окружающая среда, особенно педосфера и гидросфера, подвергается разрушению[4].
В основном это связано с образованием значительного количества отходов, таких как отработанный буровой раствор, извлеченная порода и, прежде всего, буровые сточные воды. Отходы, образующиеся в процессе бурения, включают широкий спектр веществ органического и неорганического происхождения. Концентрированные растворы различных кислот, поверхностно-активных веществ, ингибиторов и т.д. используются при бурении скважин для повышения извлечения углеводородного сырья.
Образование значительного количества промышленных отходов при строительстве нефтяных и газовых скважин и обеспечение их безопасного хранения, обезвреживания, захоронения или утилизации на полигонах представляет собой очень серьезную экологическую проблему. Около половины (56%) от общего объема отходов составляют буровые сточные воды, 28% — отработанный буровой раствор, а оставшиеся 16% состоят из бурового раствора и добытой породы.
В течение цикла использования воды в технологическом процессе содержание нефтепродуктов в буровых сточных водах составляет 260-760 раз, содержание взвешенных веществ — 146-400 раз, содержание органических веществ — 348-652 раза, содержание водорастворимых солей и другие показатели относительно возрастают. Как показывает опыт эколого-геологических исследований, для почв нефтяных районов характерны следующие загрязнители: Нефть, нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы (Cr, Mn, Be, Co, No, Si, Xn, Pb, Co, V), азотные соединения (нитрат и ионы аммония)[5].
Следует отметить, что загрязнение почвы нефтепродуктами от автомобильного транспорта существенно отличается от загрязнения нефтью при добыче и транспортировке, так как в этом случае нефтепродукты постепенно проникают в более глубокие горизонты и концентрация веществ на поверхности увеличивается.
В список вошли почти все компании, занятые в сфере автомобильного транспорта, трубопроводного транспорта, нефтехимии и добычи нефти и газа. Аварии с разливом нефти вызваны как неисправностями оборудования (в основном электрохимической и биологической коррозией), так и обращением с трубопроводом. Загрязняющие вещества, которые могут образовываться при строительстве скважин, включают буровой раствор и цементный раствор, буровые сточные воды и шламы, пластовые жидкости, горюче-смазочные материалы и другие отходы строительства скважин.
Эти воздействия поглощаются различными компонентами природной среды, такими как горные породы, пластовые воды, подземные воды, почвы и поверхностные воды. Выкачивание нефти связано с ее последующим сохранением на поверхности. Постепенное просачивание приводит к загрязнению компонентов природной среды. Почвы, загрязненные углеводородами, содержат нефть и поэтому больше не могут использоваться в сельскохозяйственных целях[6].
На нефтяных месторождениях и вдоль трубопроводов почвы, поверхностные и грунтовые воды загрязняются нефтью и нефтепродуктами и связанными с ними токсичными веществами, превращая плодородные земли в экологически критические экосистемы. Нефть представляет собой сложную смесь органических соединений: алканов (насыщенных парафинов или ациклических насыщенных углеводородов), некоторых циклоалканов (нафтенов) и ароматических углеводородов различной молекулярной массы, а также соединений кислорода, серы и азота.
Типичными загрязнителями при добыче нефти являются углеводороды (48%), угарный газ (32%) и твердые частицы (20%). Сырая нефть представляет собой смесь многих различных типов органических соединений, многие из которых являются высокотоксичными и канцерогенными)[7].
Токсичность нефтепродуктов определяется сочетанием углеводородов в их составе. В частности, арены (ароматические углеводороды) являются наиболее сильными канцерогенами в нефтепродуктах, а олефины, соединения серы, азота и кислорода также оказывают значительное токсическое воздействие. Нефтеперерабатывающие заводы являются основным источником опасных и токсичных загрязнителей воздуха, таких как бензол, толуол, этилбензол и ксилол. Они также являются важным источником загрязнителей воздуха: твердых частиц, оксидов азота (NOx), угарного газа (CO), сероводорода (HgB) и диоксида серы (SOx). Нефтеперерабатывающие заводы также выбрасывают менее токсичные углеводороды, такие как природный газ (метан) и другие летучие вещества. Выбросы этих опасных веществ в воздух могут быть вызваны негерметичностью оборудования, высокотемпературными процессами горения, нагревом пара и технологических жидкостей и т.д[8].
Отработанные нефтепродукты особенно вредны для водных ресурсов. По мнению экспертов, один литр отработанного масла может загрязнить около семи миллионов литров грунтовых вод. Накопление нефтепродуктов приводит к снижению уровня растворенного кислорода и вызывает гибель многих видов водных организмов.
Одной из основных проблем является так называемая «ползучая катастрофа», то есть полное загрязнение подземных и поверхностных вод побочными продуктами, такими как рассолы и нефть. Для очистки водоносных горизонтов, загрязненных десятилетия назад, потребуется 150-200 лет, даже если источники загрязнения будут устранены. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы используют глубоководные нагнетательные скважины для удаления сточных вод, попадающих в водоносные горизонты и грунтовые воды. Сточные воды нефтеперерабатывающего завода сильно загрязнены, поскольку они контактируют с различными источниками (например, утечки на заводе, разливы сырой нефти и опреснение). Эта загрязненная вода может содержать остатки нефти и многие другие опасные отходы.
Из-за коррозии в трубопроводах, технических нарушений и времени эксплуатации в год происходит около трех разрывов в трубопроводах и в пластовой воде. Нефтепродукты, попавшие в воду, сначала образуют слой на поверхности, а легкие углеводороды начинают испаряться. Жирные, карбоновые и нефтяные кислоты, а также фенолы и крезолы переходят в водный раствор. Через несколько дней после проникновения химическое и биохимическое разложение приводит к образованию других растворимых соединений — окисленных углеводородов, токсичность которых гораздо выше[9].
Почвенные отложения поглощают часть нефтепродуктов, попадающих в воду, при этом глинистый ил обладает наибольшей сорбционной способностью. Загрязнение почвы в результате нефтепереработки является серьезной проблемой, и хотя оно менее значительно, чем загрязнение воздуха и воды, ущерб, наносимый окружающей среде, огромен.
При переработке образуется много отходов, часть из которых перерабатывается на других этапах процесса. Другие отходы собираются и утилизируются на полигонах. Загрязнение земли, включая некоторые опасные отходы, отработанные катализаторы или коксовую пыль, происходит в результате утечек, аварий или разливов, а также во время транспортировки. Токсичность отработанных масел возрастает в основном за счет постепенного увеличения содержания бенз(а)пирена. Содержание бенз(а)пирена в отработанных маслах является показателем их опасности в большинстве стран, так как суммарный токсический эффект бенз(а)пирена примерно в 10000 раз выше, чем у оксидов азота, которые также образуются в рабочих маслах.
Содержание бенз(а)пирена может повышаться до 15 мг/кг (общее содержание полициклических аренов до 482 мг/кг), а общая канцерогенность отработанного масла составляет 18%. Бенз(а)пирен является самым канцерогенным, мутагенным, токсичным, стойким и биоаккумулирующим веществом, поэтому в июне 2016 года Европейский союз включил его в список особо опасных веществ. Было доказано, что это вещество оказывает очень серьезное вредное воздействие на организм человека и окружающую среду. По различным оценкам, отработанные масла содержат около 38 химических соединений, обладающих мутагенным и канцерогенным действием. Помимо бенз(а)пирена, к таким соединениям относятся фураны, диоксины, полихлорированные бифенилы и другие соединения[10].
Последние два вещества включены в список токсичных стойких органических загрязнителей Стокгольмской конвенции (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию только в 2011 году с принятием Федерального закона «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях»). Еще одной экологической проблемой является радиоактивность некоторых углеводородов и пластовой воды. Технологически обогащенные радиоактивные вещества природного происхождения (ТЭ1МОКМ) являются результатом использования радиоактивных веществ природного происхождения при добыче нефти. Солевые отложения, шламы и производственная вода при добыче нефти могут содержать уран, торий, радий и другие встречающиеся в природе радионуклиды.
Уровни содержания радия в почвах и горных породах варьируются в широких пределах, как и концентрации в твердых солевых отходах и шламах. Твердые солевые остатки состоят в основном из нерастворимых соединений бария, кальция и стронция, выпавших в осадок из пластовой воды в результате колебаний температуры и давления[11].
Наиболее важным радиоактивным элементом, накапливающимся в твердой фракции, является радий. Концентрация радия-226 в твердой фракции обычно выше, чем концентрация радия-228. Твердые солевые отложения в основном образуются на внутренних поверхностях трубопроводов, насосов и клапанов, а также на стенках резервуаров. Как правило, самые высокие концентрации радиоактивных элементов обнаруживаются на устье скважины и в эксплуатационных трубах вблизи устья скважины.
При добыче нефти образуется вода, которая уходит вместе с нефтью. Пластовая вода — это комбинация пластовой воды, которая естественным образом присутствует в пласте, и воды, которая закачивается в скважину для повышения давления, необходимого для добычи нефти.
Пластовая вода богата хлоридами или сульфатами, солями щелочноземельных металлов, таких как кальций, барий, радий и стронций. Добытая вода закачивается в глубокие скважины или обрабатывается для повторного использования.
Вода, закачиваемая в скважины, может поступать из соседних скважин, но в большинстве случаев добываемая вода используется повторно. Смешивание этих вод изменяет химический баланс, и может произойти выпадение солевых осадков. В процессе осадок постепенно концентрируется и накапливается в твердую фракцию.
Пластовые воды содержат концентрированные количества радия и продуктов его распада, но эти концентрации варьируются от участка к участку. Шлам — это смесь отходов, образующихся при добыче нефти. Он состоит из песка, откачиваемого при добыче нефти, тяжелых углеводородов, таких как парафин, и комков твердых солевых отложений, отколовшихся от стенок трубопровода.
Как в осадке, так и в твердых солевых остатках содержание Naa-226 превышает содержание Naa-228. Средняя концентрация радия в осадке сильно варьируется от площадки к площадке. Хотя концентрация радия в осадке ниже, чем в твердых солевых остатках, осадок более растворим и поэтому легче попадает в окружающую среду, создавая более высокий риск загрязнения[12].
Открытой проблемой в России является то, что место и методы утилизации сотен тонн радиоактивного шлама и слаборадиоактивных сточных вод, образующихся при испарении отработанных труб, пока не известны. Проведенные исследования подняли на новый уровень развитие экологической науки в области загрязнения окружающей среды от добычи и переработки нефти.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 4
1.1 Характеристика экологических проблем нефтяной промышленности 4
1.2 Особенности экологических проблем транспортировки нефтедобывающей отрасли 12
ГЛАВА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ 19
2.1 Основные проблемы добычи и транспортировки нефти 19
2.2 Характерные черты экологических проблем при транспортировке нефти 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
— Телеушова Г., Тлепбергенова А., Есенаманова М., Есенаманова Ж. Экологическая Безопасность На Нефтеперерабатывающей Промышленности // DIZWW. — 2021. — №22. – С. 80-84.
— Чистая нефть: экологические риски отрасли и как с ними справиться [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/4159183?utm_source=google.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_referrer=google.ru (Дата обращения: 28.05.2025)
— Перевозка нефти, угля или газа: где выше риск для экологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2022/01/05/perevozka-nefti-uglia-ili-gaza-gde-vyshe-risk-dlia-ekologii.html (Дата обращения: 28.05.2025)
— Экологические проблемы нефтяной промышленности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://neftegaz.ru/analisis/ecology/330188-ekologicheskie-problemy-neftyanoy-promyshlennosti/ (Дата обращения: 28.05.2025)